МОУ " СОШ им. П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка"
село Нижняя Покровка Перелюбского района Саратовской области
  • Образовательные стандарты и требования

    Обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО, 2021

    Введение ФГОС НОО и ФГОС ООО 3 поколения

    Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.

    С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будут вводиться ФГОС третьего поколения.

    ФГОС третьего поколения предполагает:

     1.  Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели.

     2.  Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.

     3.  Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.

     4.  Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

    Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
    Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).

    Федеральный уровень

    Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 (Скачать)

    Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 (Скачать)

    Приказ МО Саратовской области № 1688 от 25.05.2016  «О введении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

    Анкета по введению в ОО ФГОС ОВЗ 


    ПРОГРАММА ППС ФГОС.pdf

    Что такое функциональная грамотность?

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Составляющие функциональной грамотности:

     1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

    Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

    Внешние исследования функциональной грамотности

    Исследование

    Что проверяет

    Какие классы

    Когда проходит

    Когда ближайшее

    TIMSS

    Качество математического и естественно-научного образования

    4-е и 8-е

    Раз в четыре года

    2023 год

    PIRLS

    Качество чтения и понимания текста https://niva-schkola.edusite.ru/images/clip_image002.png

    4-е

    Раз в пять лет

    2021 год

    PISA

    Все виды грамотности

    15-летние школьники

    Раз в три года

    2021 год

    Оценка качества образования по модели PISA

    Качество математического и естественно-научного образования

    8-е и 9-е

    Раз в четыре года

    2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком

    В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований. 

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга.

    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

     

    В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

    1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

    3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

    6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

    7.Издательство «Просвещение»

    8.Банк тестов

    9. Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

    10. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

    Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

    · Электронный банк заданий по финансовой грамотности

    · Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

    · Электронный банк заданий по читательской грамотности 

    · Электронный банк заданий по математической грамотности 

    · Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности 

    · Электронный банк заданий по глобальным компетенциям 

    · Электронный банк заданий по креативному мышлению

    · Примеры заданий по математической грамотности

    · Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

    · Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

    · Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся: 

    Финансовая грамотность:

    https://youtu.be/WJ2is6yhgWc

    Читательская: грамотность:

    https://youtu.be/_om_kIhu7G8

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie